Разделы сайта

***

Реклама
  • Трубы бурильные стальные с цилиндрической резьбовой частью, безниппельные.


Кумранские тексты

Кумранские тексты, древние рукописи, преимущественно междузаветного периода, найденные в пещерах близ Мертвого моря. Название тексты получили по первым открытиям, сделанным у пересохшего русла реки Кумран. Кумранские тексты — важнейший источник для библейской, особенно для новозаветной историографии и текстуальной критики.

История находок

Кумранские тексты

Впервые кожаные свитки Кумранских текстов были обнаружены бедуинским пастухом Мухаммедом эд-Дибом в 1947, а по некоторым данным — еще раньше. Часть свитков была куплена профессором Иерусалимского университета Э. Сукеником, а часть — сирийским митрополитом Самуилом Афанасием, который перепродал их в США. Олбрайт подтвердил их глубокую древность, и с тех пор начались интенсивные поиски новых рукописей. На протяжении 30 лет было обследовано около 200 пещер и извлечено на свет более 600 манускриптов, целых и фрагментарных.

Их находили не только в районе Кумрана, но и в других пунктах побережья Мертвого моря: Айн-Фешха, Масада, Вади-Мураббаат, Хирбет-Мирд, Нахал-Хэвер, Вади-Далиех и других. С 1948 началась работа над Кумранскими текстами и их публикация, продолжающаяся и поныне. В исследованиях принимают участие специалисты различных стран и конфессий. Изучение текстов получило название кумрановедения.

Состав Кумранских текстов

Кумранские тексты

Рукописи Мертвого моря содержат весьма разнообразные тексты:
1) манускрипты всех канонических книг Ветхого Завета на древнееврейском языке, кроме Есф; из неканонических — еврейские списки Ис Сир, Тов, Посл. Иер;
2) ветхозаветные апокрифы: Книга Еноха, несколько отличающаяся от известной, Книга Юбилеев, Заветы XII патриархов на арамейском языке, Книга Амрама, Апокриф Книги Бытия, Псалмы Иисуса Навина, Молитва Набонида;
3) документы общин, обитавших в районе Мертвого моря (три варианта Устава, Свиток войны, Гимны, Дамасский документ, комментарии к Ветхому Завету, сборники мессианских текстов, Свиток Храма, Мидраш Мелхиседека и другие).
Один свиток был медным; его сумели развернуть, но смысл зашифрованного текста разгадать не удалось.

Отождествление и датировка Кумранских текстов

Кумранские тексты

После длительных дискуссий большая часть исследователей пришла к заключению, что тексты принадлежат ессеям или очень близким к ним сектантам. Свитки были спрятаны в пещерах во время войны с Римом (66-70-е гг. 1 в.), но созданы были гораздо раньше. Некоторые из них датируются 3 веком до н.э., а самые поздние — временем восстания Бар-Кохбы (около 134 н.э.). Раскопки показали, что кумраниты жили в укрепленных прибрежных поселениях, основанных около 130 до н.э.

Реконструкция истории общин Мертвого моря

Имена исторических деятелей и даты почти отсутствуют в Кумранских текстах, что затрудняет реконструкцию событий. На основании косвенных данных ход их представляется следующим образом. В период эллинизации (начало 2 в. до н.э.) группы хасидов (благочестивых, арамейское "хасайя", откуда, видимо, слово «ессеи») обособились от официального иудейства, считая его погрязшим в нечестии.

Согласно «Дамасскому документу», эти люди, называвшие себя «избранниками» и «простецами», «двадцать лет, как слепые, нащупывали дорогу, блуждая во тьме, пока Бог не поставил им Учителя Праведности, чтобы направить их по пути Своего сердца и чтобы он известил последующие поколения о том, что Он сделал последующим поколениям отступников».

Учитель нигде не назван по имени; он упоминается как Священник, Избранник, Взыскующий Закона, единственный Учитель (вначале историки ошибочно отождествили его с Иисусом Христом). Около 130 г. до н.э. Учитель увел своих приверженцев в пустыню и поселился с ними у берегов Мертвого моря. Его община (яхад) называлась общиной Нового Завета, т.к. относила к себе пророчество Иеремии (31:31).

Уход не был добровольным. Некий «нечестивый священник» гнал Учителя и покушался на его жизнь. Полагают, что это был один из Хасмонеев. Скончался Учитель, вероятно, не позже 100 до н.э., но и после его смерти община продолжала существовать, ожидая скорого прихода Мессии.

Группы ессеев постепенно расселились по побережью, а некоторые эмигрировали. Около 30 г. до н.э. поселок в Кумране был разрушен землетрясением, но в первые годы н.э. он был вновь восстановлен и заселен. Когда в 66 г. в Иудею пришли легионы Веспасиана и Тита, ессеи покинули свои убежища, спрятав предварительно собранную ими библиотеку. Вероятно, они примкнули к восставшим и погибли в ходе войны, т.к. в дальнейшем они полностью исчезают с исторической сцены.

Мировоззрение и уставы общины

Кумранские тексты
Фляги и чашка, найденные в Кумране

Будучи представителями строгого иудейского благочестия и законничества, кумраниты отличались рядом специфических воззрений. Они верили в двух Мессий: Царя и Священника, делили весь мир на «сынов света» и «сынов тьмы», к первым причисляя себя, а ко вторым — весь остальной мир иудеев и язычников. В их воззрениях ощущается острый дуализм Правды Божьей и Кривды, добра и зла, возможно, навеянный иранскими влияниями.

Составители Кумранских текстов жили в напряженной эсхатологической атмосфере. Учитель был для них предтечей «мессианской эры». Эта эра начнется апокалиптической битвой между «сынами тьмы» и «сынами света», которым будут помогать небесные силы. О порядках в общине известно из сохранившихся 3-х Уставов. Осуждая богатство, кумраниты ввели общность имущества и отказались от рабов. Большинство из них придерживались безбрачия.

В общину допускали только мужчин, хотя позднее возникли и семейные группы. Больных и инвалидов принимать не разрешалось. Вступлению предшествовал испытательный срок, после которого неофит отдавал общине «свои знания, свой труд и свое имущество». Верховная власть принадлежала потомственным священникам. День в колониях начинался с молитвы, после которой расходились на работы.

Режим общины был похож на монастырский: форменные белые одежды, братские трапезы с чтением молитв, изучение Слова Божьего. Особые писцы были заняты размножением книг Библии и документов общины. Она имела и своих толкователей, которые применяли библейские пророчества к кумранскому движению. В частности, считалось, что под «гласом вопиющего» подразумеваются «избранники», «истинный Израиль», т.е. сами кумраниты. Все уставы Закона и правила общины неукоснительно соблюдались. В субботу запрещалось даже вытаскивать скотину, упавшую в яму. Нарушителей ждали суровые наказания, которые предусматривал Устав.

Кумранские тексты и текстуальная критика

Кумранские тексты
Кумранские пещеры

Свитки Мертвого моря дали в руки библеистам более древние манускрипты Священного Писания, чем те, что были до сих пор известны. В частности, список Книга пророка Исайи из 1-й пещеры датируется 2 в. до н.э. В свете Кумранских текстов экзегеты смогли по-новому оценить соотношение Септуагинты и масоретского текста. До открытий у Мертвого моря разночтения объяснялись только ошибками писцов или намеренными искажениями; теперь же выяснилось, что в древности существовало несколько вариантов священного текста, которых придерживались различные школы книжников. От одной из этих традиций ведет свое происхождение Септуагинта, от другой — масоретская Библия. Помимо этого, открытия помогли уточнить ряд неясных мест в книгах Ветхого Завета.

Кумранские тексты и междузаветный период

Находки позволили ознакомиться с языком, на котором говорили и писали люди в междузаветный период и евангелическую эпоху. Отныне было доказано, что древнееврейский язык во времена земной жизни Христа не превратился в мертвый: на нем писали книги и даже письма. Кумранские тексты вводят нас в мир чаяний ветхозаветной Церкви накануне явления Христа, о которых дотоле было известно лишь по фрагментарным свидетельствам (Филон Александрийский, Иосиф Флавий).

Кумранские тексты и Новый Завет

Кумранские тексты
План расположения кумранских пещер

Уже первые исследователи Кумрана предположили, что до своего выхода на проповедь Иоанн Креститель был связан с ессеями или даже принадлежал к их среде. Есть сведения, что ессеи брали на воспитание детей, а о юности Предтечи ничего не известно, кроме того, что он был «в пустынях», а именно так называли кумраниты свои поселения. Но, начав пророческое служение, Иоанн должен был порвать с изоляционизмом кумранитов. В Кумране практиковали ежедневные священные омовения; Иоанн превратил их в «крещение покаяния», совершаемое только один раз.

В Новом Завете ессеи не упоминаются. Но в ряде мест Евангелий можно найти полемику, направленную против них. Мнение историков, которые выводят христианство из Кумрана, опровергается фанатично-законническим духом Кумранских текстов. Однако какие-то контакты между первообщиной апостолов и Кумраном существовали. Песнь Захарии (Лк 1:68-79) есть своего рода вариант кумранского гимна.

Примечательно, что Иоанновы писания по стилю близки к кумранским (частое противопоставление света и тьмы, духа Божьего и духа заблуждения, ряд характерных оборотов речи). Быть может, апостол Иоанн, который вначале был учеником Крестителя, воспринял через него элементы кумранской фразеологии.

В любом случае близость к Кумранским текстам опровергает теории о позднем, чисто эллинском происхождении Иоанновой традиции. Кумранский лексикон можно найти даже у апостола Павла, хотя он был потомственным фарисеем («Велиар», «наследие святых», «тайны Божии», «ангел Сатаны» и т.д.). Учение апостола о первородном грехе имеет точки соприкосновения с Кумранскими текстами.

Кумранские тексты и ранняя Церковь

Кумранские тексты
План кумранского поселения

В обычаях и терминологии первообщин Нового Завета есть немало сходного с практикой Кумрана. В Кумране молились, обращаясь не к Иерусалиму, а на восток, как это делали и христиане. Время молитвословий было разделено ессеями на три «часа», как установилось и в новозаветной Церкви.

Трапезы кумранцев напоминают христианские агапы. В общине существовала должность мевакара, надзирателя, что соответствует греческому слову епископ. Общность имущества в Иерусалимской церкви также наводит на мысль о сходстве с Кумраном. Ессеи подчинялись коллегии, состоявшей из 12 священников, подобно тому как во главе Церкви апостольских времен стояли Двенадцать.

Члены Иерусалимской церкви (как и кумраниты) называли себя «бедняками». Символ веры ессейских пустынников имеет точки соприкосновения с раннехристианской литературой: с Новым Заветом (выражения «нищие духом», «сыны света» и т.д.), Дидахе, Послание Варнавы и «Пастырем» Герма. Молчание Нового Завета о ессеях некоторые историки объясняют тем, что большинство кумранитов уверовало во Христа (не их ли имеет в виду Деян 6:7?).

Однако если это и так, пропасть между Кумранскими текстами и Евангелием остается. Обратившись к Господу Иисусу, «сыны света» должны были внутренне переродиться, отринуть мнимый «Новый Завет» и обрести подлинный, который действительно был предсказан пророками. Те же христиане из ессеев, что не смогли порвать с узостью и гордыней законничества, обречены были создавать расколы и ереси, отдаляясь от Церкви. Знаменательно, что доктрины некоторых иудео-христиан обнаруживают тесное родство с ессейством.

Таким образом, открытия в пустыне у берегов Мертвого моря не только приподняли завесу над идеями и чаяниями евангельской эпохи, но и показали, насколько велика была сила и новизна Благой Вести, принесенной в мир Богочеловеком.

Александр Мень
Источник: Библиологический словарь

Просмотров: 8813 | Версия для печати   

Нашли ошибку в тексте? Выделите слово с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Другие новости по теме:

При использовании материалов сайта ссылка на wordweb.ru обязательна.